Главная страница АльманахаНовости из Тайланда и АзииПравда и ложь туристических фирмФотографии Тайланда и АзииКарта стуктуры АльманахаСайты для путешественниковПоиск по всему серверу Тайланд
 

Тайский буддизм

Путевые заметки по Тайланду -> Кое-что о тайском буддизме

            Конечно же, данный очерк никак не может претендовать на более или менее глубокое изложение источников, истории, традиций и религиозной практики буддизма. Однако, мы посчитали возможным хотя бы немного приоткрыть буддизм для тех, кто никогда ранее не был знаком с этой религией, да и не ставит своей целью глубоко познать её, но интересуется Тайландом как страной. Поэтому, рассказывая о Тайланде – стране буддизма, не лишним было бы хотя бы в кратком популярном изложении ознакомиться с тем, во что верят и чему поклоняются тайцы.

Однажды ночью женщине приснился сон, что с небес сошёл белый слон и вошёл в её чрево. Слон сообщил ей, что она станет матерью дитя, которое снизойдёт к ней с небесных сфер Тушита, чистой сферы Будда Майтрея. Этой женщиной была царица Маядеви, которая вместе с царём Шудхотана правила в земле царства Шакья, называемой Лумбини (ныне территория Непала). А произошло это событие в 624 году до нашей эры. Отсюда и берёт своё начало одно из старейших религиозных учений – буддизм.
Принц Сидхарта Гуатама Шакьямуни станет начальной фигурой, от которой произрастёт философско-религиозная школа, имеющая ныне десятки миллионов последователей, представленная множеством течений и традиций и даже не вполне канонических сект. Самых главных направлений два (в некоторых школах буддизма выделяют три) – буддизм традиции Махаяна и буддизм традиции Тхеравада, которая собственно и является верованием основной массы населения Тайланда.
Подросший принц Сидхарта самостоятельно познал все традиции науки и искусства, знал 64 языка, в совершенстве понимал природу чисел (поэтому в буддизме Тхеравады сильно влияние нумерологии). Он мог в течение одного вдоха пересчитать все атомы вселенной. Тем не менее, по совету отца он обучался в школе. В этот момент своей земной жизни Будда стал в совершенстве владеть навыками военного искусства – посланная им из лука стрела пронзила пять железных тигров, семь стволов деревьев и исчезла в толще земли. Но в это же время принц стал инкогнито посещать столичный город, где наблюдал за жизнью и бытом простых людей. Наблюдая все тяготы жизни, болезни, нищету и смерть, он проникся глубинным пониманием циклического  закона бытия и реинкарнации – от рождения, через болезни и смерть – к новому воплощению.
Будучи по настоянию отца помолвленным с девушкой из знатного рода по имени Ясутхара, он вначале долгое время не прикоснулся к ней, осознав для себя такую истину, что привлекательность красивой девушки, вызывающая страсть и желание, сродни прекрасному, но ядовитому цветку. Много времени он посвятил всесторонней помощи беднякам. И вот, наконец, ему исполнилось 29 лет и в одном видении перед ним предстали сразу все Будды (Будда в буддизме – не только реальный человек, но и извечный принцип Вселенной) десяти сторон и обращались к нему, говоря в унисон, открыв ему суть его земного предназначения. Он испросил у родителей согласия на свой уход в джунгли для того, чтобы, предавшись медитации, достигнуть состояния просветления, а затем, служить помощью всякому живому созданию. Отец его был шокирован просьбой сына и, не будучи готовым к такому повороту событий, отказал ему в благословении. Желая отвлечь принца от его намерений, он окружил его во дворце прекрасными девушками, которые развлекали его пением, танцами и музыкой. Неусыпно следили за ним приставленные дворцовые слуги. Но намерения принца были твердыми, и он оставался непоколебим. Однажды, медитируя, он достиг такой силы сознания, что смог погрузить всю дворцовую челядь в состояние глубокого сна, и тайно покинул дворец. Удалившись на расстояние шести миль, он спешился с лошади, срезал свои волосы и снял с себя все драгоценные царские украшения, бросив их в небо богам 33 небесных сфер. Взамен они дали ему простое облачение для медитации.
Он ушёл в уединённое место вблизи Бодх Гайя в Индии и провёл под деревом Бодхи 6 лет в состоянии медитации, называемой Дхармакайя, концентрируя и сосредотачивая все знания о феномене природы в одну мысль, достигнув состояния, близкого к состоянию просветления. Но предводитель демонов Девапутра Мара не желал воплощения сил добра - Будды, поэтому он призвал в помощь различных демонов, которые направили на Сидхарту дождь стрел, камнепад и огненную лавину, дабы не допустить его просветления. Убедившись в тщетности своих усилий, Девапутра Мара решил соблазнять Сидхарту и отправил к нему красивых молодых девушек. Но Сидхарта только глубже погружался в медитативную концентрацию. И в этот момент Сидхарта достиг точки наивысшего просветления и перешёл в состояние Будды, называемое Буддой Побеждающим.
Через 49 дней после просветления Будда был призван к наставничеству. Он вышел из медитации и начал наставления, результатом которого стало появление основного идеологического корпуса учения. Начальным учением было Первое Колесо Дхармы. Это учение состоит из Сутр - Четырёх Благородных Истин и нескольких главных принципов, на которых построено учение Хинаяна. Затем Будда раскрыл суть Второго и Третьего Колеса Дхармы. Они включают в себя Сутру Совершенства Мудрости и Сутру Осознания намерений. Вместе эти компоненты дают ключ к освобождению от самого себя. Изображения Будды поучающего имеют характерный признак – пальцы кисти правой руки сложены особым жестом.
В традиции Тхеравады считается, что, восприняв учение Будды, некоторые последователи также сумели достигнуть состояния полного просветления. Таких свидетельств насчитывается 28 за всю историю буддизма. Поэтому в религиозной практике многих народов (в особенности в Бирме) почитается 28 Будд.
Традиция Махаяны основана на религиозном каноне, исполненном на языке санскрит, а Тхеравада – на древнем языке пали. В этих двух традициях имеются как несущественные, так и глубинные различия, о которых будет сказано несколько позднее. Соответственно наибольшее распространение буддизм Махаяны получил в таких странах, как Индия, Пакистан, Непал, Китай, Монголия, Бурятия, а буддизм Тхеравады – в Камбодже, Бирме, Лаосе, Тайланде, на Шри-Ланке. Однако в основе обеих традиций лежит признание принципа боттхисатвы – великого человека, учителя, который своим жизненным примером и мировоззрением заслужил перевоплощения в Будду путём ухода в нирвану, но остаётся в этом мире перерождений и воплощений для оказания духовной помощи остальным.  
Ancient style of scripture used for the Pali CanonБуддистская традиция, так же как и практически любая религия, в своей философии, поучениях, правилах, церемониальной практике и религиозных медитациях основана на священных текстах. У буддистов таким текстом является канон Типитака. Канон состоит из трёх частей: виная-питака (корзина правил или дхарма - закон), сутта-питака (корзина поучений) и абидхама-питака (корзина чистого знания, т.е. толкование учения).
Буддизм Тхеравады признаёт два основных состояния Будды – Будда поучающий (самьяксан) и Будда безмолвный (пратьека). Отсюда различия в изображаемых образах Будды.
Традиционно Будда изображается в трёх позах – стоя, лёжа или сидя. Истощённым (в сидящей позе) он изображается в знак предпринятой им аскезы во время медитации. Также в основном в Китае распространено изображение Хотей (веселящийся упитанный Будда).
Будда как принцип – вечен, он уже неоднократно (около 500 раз) воплощался в земной жизни. Будда как человек – реальный исторический персонаж. Часть буддистского учения, изложенная в Дикха Никая (Сутра Знаков) разработала даже систему физических признаков Будды – 32 основных и 80 дополнительных анатомо-физиологических признаков, по которым можно определить очередное земное воплощение Будды. Согласно учению считается, что Будда – единственно пробуждённое состояние, полностью свободное от заблуждений, пороков и желаний и постигшее суть природы вещей.
Зародившись как религиозное течение в Индии, буддизм ранее всего распространился на Цейлоне, где впервые был создан священный текст учения Тхеравады - палийский канон Типитака. Затем буддизм проделал долгий и сложный путь, национальные трансформации, и в тайские территории он пришёл уже с большой примесью индуизма, астрологии, нумерологии и талисманизма. Известно, что в монском королевстве Суфаннапум уже в III веке до н.э. существовал культ поклонения Будде, пришедший сюда с Цейлона. Монский народ первым адоптировал буддизм на полуострове Индокитай. В XI веке монское государство пало в борьбе с бирманцами, их столица Татон перешла под контроль завоевателей. Король монов Мануха передал Типитаку и священные реликвии Будды (несколько волос и 4 зуба) бирманскому королю Багана Анаврате, который восприняв учение буддизма Тхеравады от покорённых им монов, сделал его государственной религией в первой бирманской империи. Отсюда он распространился в тайские земли, которые в те времена ещё не являлись суверенными территориями тайцев, но с тех пор буддизм Тхеравады официально является также и религией тайцев. Также влияние на верование тайцев оказал господствующий брахманистский культ и восточного соседа - Кхмерской империи. Тем не менее, общепризнанным в Индокитае носителем самого чистого учения буддизма Тхеравады является бирманская буддистская сангха (община).
На территории современного Тайланда буддизм Тхеравады, в свою очередь, развивался по двум основным направлениям (течениям) – Маханикайя и Дхаммаютникайя (Дхаммаютика), каждое из которых было основано выдающимися тайскими религиозными деятелями прошлого. Однако, оба течения не рассматриваются как отдельные конфессии, а существую совместно в рамках единой религии.
С конца XIX века в Тайланде получила распространение и лесная традиция буддизма – некоторые монахи уходили в джунгли для медитации в целях достижения просветления. Они становились особо почитаемыми и нередко их почитали как святых. Их аскеза считается наивысшим духовных подвигом. Всего в Тайланде почитается 13 таких старцев, в разные времена практиковавших лесную традицию. Их изображения часто можно видеть в тайских домах подобно иконам. Основоположником такой практики являлся монах Пра Ачан Сао Катасило Махатхера (1861-1941). Его наставления не были записаны и передаются в устной традиции верующих и монахов. Его ученик и последователь монах Пра Ачан Мун Пхуридатто (1870-1949) имел уже огромное число почитателей и учеников, его наставления стали впоследствии предметом изучения, в том числе и в Буддистских Университетах.
Во второй половине XX века стала распространённой традиция отдавать мальчиков-подростков (не младше 8 лет) в монастыри на временное послушничество и обучение языку пали и основам религиозного учения. Их называют «дек ват» (монастырские дети). Некоторые впоследствии избирают для себя путь постоянного монашества. Вообще же, даже взрослые периодически проходят временное послушничество в монастырях. Как правило, это связано с серьёзными событиями в жизни (смерть близких и проч.). В Тайланде (в отличие от буддизма Махаяны) признаётся учение о заслугах и поэтому временное послушничество рассматривается как путь облегчения загробной участи умерших. В отличие от бирманской традиции в Тайланде не так широко распространено послушничество и монашество женщин – есть всего три женских монастыря. Минимальным возрастом полного посвящения в монашество является 20 лет. Монахам предписано соблюдение 227 монашеских правил, а монахиням – 311.
Церковный календарь тайцев основан на лунном календаре. Поэтому время наступления большинства праздников исчисляются по фазам луны и имеют переходящую дату.
Вот, например лунный календарь текущего 2006 года, по которому и исчисляются дни празднования главных буддистских праздников:

Месяцы

Фазы Луны

1-я ¼

Полнолуние

4-я ¼

Новолуние

1-я ¼

Январь

7

14

22

29

Февраль

6

13

21

27

Март

7

14

22

29

Апрель

6

13

21

27

Май

5

12

20

27

Июнь

4

11

19

25

Июль

3

10

18

25

Август

2

9

17

23

31

Сентябрь

7

15

22

30

Октябрь

7

15

21

29

Ноябрь

5

13

20

28

Декабрь

5

13

20

28

Наиболее значительные праздники всегда приходятся на полнолуние, которое ещё по древней традиции называют днём восковой луны.
Макха Пуча – один из главных праздников в Тайланде, отмечаемый в память события из жизни Будды, когда 1250 последователей его учения из разных концов света – монахов арахантов (просветлённых), не договариваясь и не будучи приглашёнными, одновременно пришли в храм Велуват в Индии, чтобы выслушать наставления Будды. Празднуется Макха Пуча в первое полнолуние третьего лунного месяца (в лунном месяце 28 дней). До 1851 года этот праздник в Тайланде не отмечался. Король Монгкут (Рама IV) впервые ввёл его празднование, приняв участие в торжественной церемонии в Храме Изумрудного Будды (Ват Пра Кео в Бангкоке). В этот день тайцы особенно стараются сделать добрые дела, помочь нуждающимся, жертвуют монастырям облачения, деньги и необходимые предметы. Обычно наступление праздника можно заметить даже по прилавкам крупных магазинов – повсюду продаются оранжевого цвета вёдра, в которых собрано много предметов бытовой необходимости для преподнесения монахам, продуктов, свечей и проч.
 

Висакха Пуча (Весак) – день рождения Будды. Формально дата дня рождения Будды была установлена на Всемирной Буддистской конференцией только в 1950 г. Поэтому по традиции с этим праздником связывают не только рождение Будды, но и его просветление и уход в нирвану. Праздник приходится на первое полнолуние пятого лунного месяца. Во время церемонии празднования особенно вспоминают 8 заповедей буддизма: не убий, не укради, не прелюбодействуй, не потворствуй грязным речам, не принимай вреда внутрь себя (алкоголя, дурманов), воздержись от чрезмерного чревоугодия, воздержись от чувственных соблазнов, воздержись от чрезмерной роскоши. Считается особой добродетелью в этот день доставить радость несчастным. Поэтому, кроме содействия нуждающимся и одаривания их, непременной частью церемоний является отпускание на волю из клеток птиц, животных.
 

Асалкха Пуча (Асанха) – празднуется в Тайланде в полнолуние восьмого лунного месяца в память о проповеди Будды и обретения священной Сангхи (текста правил). Этот праздник в Тайланде также является специальным праздником тайской Сангхи – главного церковного уложения страны и всех церковных деятелей.
 

Паварана – празднуется в полнолуние 11-го лунного месяца в ознаменование окончания сезона дождей в Юго-Восточной Азии. Предание гласит, что в этот день Будда поучал монашествующих искусству безмолвия и все они хранили молчание три месяца. В этот день принято просить прощения у всех, кому за долгий период сезона васса (сезон дождей, но не по реальному погодному, а по буддистскому календарю) были причинены обиды и несправедливости.
 

Анапанасати – последний в году большой буддистский праздник отмечается в полнолуние последнего лунного месяца года в ознаменование того, как Будда призвал учеников последовать уединению и медитации.
 

Сонгкран. Этот праздник приходится на середину апреля и длится 3-5 дней. Праздник символизирует чествование воды как чистой стихии. По традиции люди собираются на берегах рек или на морских пляжах и обливают друг друга водой. В эти дни монахам преподносятся дары с непременным подарком - туалетной водой. Атмосфера праздника отличается необычным весельем. Также центральной церемонией праздника является выпускание в водоёмы рыб для разведения.

Лой Кратонг. Празднуется в полнолуние восьмого лунного месяца. Символизирует поклонение священным следам ног Будды, оставленным на берегу реки Намада в Индии. Фестиваль - один из самых красочных в Тайланде. По воде вечером пускаются специально изготовленные венки из цветов, украшенные зажжёнными свечами. Также в небо отпускаются летящие вверх огненные фонарики. В народе этот фестиваль ткже ассоциируется как праздник влюблённых - многие, пуская по воде кратонги (венки) загадывают на возлюбленных и просят Будду послать взаимную любовь и верность. 

Рек На. Празднуется в первую четверть луны в мае. Этот праздник можно было бы по-русски назвать фестивалем первой борозды. Он знаменует собой начало сельскохозяйственного года. Запряжённые парой белые быки с окрашенными золотом рогами, ведомые брахминами, вспахивают первые полосы рисовых полей. Праздник символизирует участие семилетнего Будды в аналогичной церемонии, проводимой его отцом. Церемония носит торжественный характер, происходит при большом стечении людей, монахов из близлежащих монастырей. Поля благословляются монахами и членами королевской фамилии в ожидании плодородия. 

Уламбана. Этот фестиваль больше свойственен странам с традицией Махаяны, но празднуется также в Бирме и в Тайланде. Празднование его приходится на 15-й день 8-го лунного месяца. Считается, что в этот день открыты ворота ада и демоны имеют власть выйти и спуститься на землю для искушения праведников. Верующие ходят на кладбища, поминают своих умерших, оставляя продукты, цветы и зажжённые свечи и благовония.  

Помимо этих праздников, верующие, приверженные лесной традиции и Дхаммаютике (течение, основанное королём Монгкутом - Рамой IV в годы его монашества), отмечают свои особые дни, не являющиеся обязательными праздниками всей  тайской Сангхи. Отмечаются и так называемые "местные" праздники, посвящённые святым монахам-арахантам, мощам, конкретным монастырям или местныс священным реликвиям.

Обрядово-церемониальная практика у буддистов различных направлений имеет некоторые различия, но в основе своей обряды включают поучения монахов, чтение мантр, медитации, поклонение статуям Будды. Частные беседы с монахами верующих несколько похожи на христианские исповеди. Завершением монастырских обрядов для верующих является выливание воды (сначала во время чтения монахом мантры вода выдивается из одного сосуда в другой тонкой струйкой, затем монах произносит мантру над этой водой, а затем верующий должен вылить её под дерево). Существует множество специальных обрядовых церемоний, посвящённые особым событиям.  

 Взаимоотношения буддистской церкви и государства в Тайланде очень и очень тесные. На законодательном уровне церковь не отделена от государства. Причём это делается не потому, что Тайланд недостаточно демократичное государство, а умышленно. Тайские законодатели считают, что законодательное разделение – не более, чем лицемерие – реально ни одно государство не может избежать вмешательства в дела церкви, т.к. общество и церковь взаимосвязаны и взаимопроникают с древнейших времён. В 1962 году в период военной диктатуры высшим органом управления буддистской церковью в стране являлось специальное государственное министерство. Однако, впоследствии от такого откровенного подчинения церкви отказались и реформа Тайской Сангхи учредила высший орган церковного самоуправления – Совет Старейшин.
Высшим духовным лицом Тайланда является Верховный Буддистский Патриарх. До 1991 года правом назначения патриарха обладал король, но после реформы Сангхи эти функции перешли к Совету Старейшин буддистских общин Тайланда. Нынешний Верховный Патриарх Его Святейшество Сомдейт Пра Ньянасамвара Суваттхана Махатхера (1916 – н.вр.) является 19-м по счёту и занимает этот пост с 1989 года. Состояние здоровья уже не позволяет патриарху лично принимать участие в церемониях (уже несколько лет он постоянно находится в госпитале). Поэтому уже сейчас тайский буддизм находится в преддверии борьбы за патриарший пост. Настоятель монастыря Ват  Сакет Сомдейт Кияу Пхуттачарн – в соответствии с реформированной в 1991 году Тайской Сангхой - автоматический преемник патриаршего поста. Однако большинство настоятелей крупных монастырей, среди которых и члены Совета Старейшин, считают более достойным занять место патриарха просветлённого монаха-арахата Пра Маха Буа. И тут не обошлось без околополитического церковного скандала. В среде настоятелей монастырей некоторые уверены, что Сомдейт Кияу Пхуттачарн получил пост настоятеля монастыря Ват Сакет (а именно настоятель данного монастыря становится преемником на посту патриарха) не совсем честным путём.
Между традициями Махаяны и Тхеравады долгое время существовали острые противоречия, касающиеся «чистоты» учения. Однако в современном буддистском мире довольно мирно уживаются обе традиции. Более того, буддизм не отвергает как «ложные» учения других мировых религий, воспринимая определённые универсальные истины и проповедуя их.

21.01.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Фотографии Тайланда и Азии

  • Архитектурное наследие столиц Бирмы
    В 1886 году англичане сделали Бирму провинцией Индии со столицей в Янгоне, переименованном ими в Рангун. Только в горах на севере Бирмы вплоть до 1890-х годов продолжалось вооружённое сопротивление британцам. Британское правление оказалось для Бирмы скорее губительным, нежели положительным. Это, несмотря на то, что чаще всего колониальное правление приносит всё-таки свои положительные экономические плоды. В Бирме этого не произошло. После открытия Суэцкого канала, британцы насильно заставляли бирманцев выращивать рис даже там, где ранее этого никогда не делалось по причинам неприспособленности территории.




  • Фотографии Бангкока
    Фотографии БангкокаПосле захвата и разрушения Айюттаи бирманским королём Хсинбиушином, тайский король Таксин перенёс столицу в местечко Тонбури, расположенное на правом берегу реки Чао Прайя южнее тогдашнего Бангкока на 30 километров (ныне – эта территория частично уже входит в территорию Бангкока). После смерти Таксина новый король Пра Пуча Йодфа Чулалок Чакри (Рама I) в 1782 г. перенёс столицу на остров Раттанакосин на левый берег Чао Прайи – туда, где сегодня расположен самый центр современного Бангкока, и дал ей название Крунг Тхеп Маха Накхон (великая столица - город ангелов). Полное же церемониальное имя город получил в правление короля Монгкута (Рамы IV).



  • Фотографии Бирмы
    фотографии Бирмы, народ Бирмы, традиции БирмыМьянма (Бирма) – государство, расположенное вдоль северо-западного побережья полуострова Индокитай. Страна граничит на севере с Китаем, на востоке – с Лаосом, на юго-востоке – с Тайландом, на западе – с Бангладеш, на юго-западе – с Индией. Наибольшая протяжённость сухопутных границ – с Китаем – 2185 километров. На территории Бирмы расположены две горные цепи и три речные системы. Горные цепи: Хенгдуан Шан и Кхакабо Ракси, в составе которой самая высокая вершина – 5881 метров над уровнем моря.  Речные системы образованы течением реки Айеярвади протяжённостью 2170 километров...



  • Фотографии Камбоджи
    Фотографии Камбоджи, храмы Камбоджи, история КамбоджиКамбоджа (церемониальное название страны по-кхмерски звучит как Прэх Рэкенакарт Кампучеа, где в переводе с санскрита слово прэх означает «священный», рэк – «король, правитель», ана – «власть», карт – «колесо», символизировавшее в кхмерско-индуистской культуре верховную власть). Официальное международное наименование государства – Kingdom of Cambodia (Королевство Камбоджа). Историческим названием страны является индианизированное название Кампучадеш. Внутри страны в качестве официального наименования государства в настоящее время употребляется кхмерское Пратэх Кампучеа.



  • Фотографии Лаоса
    Фотографии Лаоса, история Лаоса, люди ЛаосаЛаос (Лаосская народно-демократическая республика) – государство в Юго-восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Древнее название страны Лан Ксанг (страна миллиона слонов). Современное международное название Lao PDR (Lao People’s Democratic Republic), по-лаосски звучит как Сет Лэс. Этнонимическое название страны Лаос возникло только в 1945 году, а до этого понятия единого лаосского государства не существовало. Наиболее развитым центральным лаосским государством являлось королевство Луангпрабанг.


  • Фотографии Тайланда
    Фотографии Тайланда, люди Тайланда, быт тайцев, культура ТайландаСовременное название страны Тайланд (международное Thailand или более официально Kingdom of Thailand) введено в обиход после 1939 года, а прежде страна называлась Сиам (по-тайски Саям). До 1932 года страна являлась абсолютной монархией. Историческим названием страны также является Мыанг Тай (страна свободных людей; это отражало тот факт, что в отличие от всех сопредельных государств, только Тайланд никогда не являлся колониальной территорией, тогда как Лаос, Камбоджа, Вьетнам Вьетнам являлись французскими колониями, Малайзия и Бирма - английскими).

17.08.2007 03:32:03
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года
17.08.2007 03:29:13
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года с изображением Айраватты
12.04.2007 09:46:57
Яхта Анантанагарай...
12.04.2007 09:46:34
Электронные указатели...
12.04.2007 09:46:12
Чеди Пу Кхао Тонг...
12.04.2007 09:45:45
Чеди на вершине...

Архив "Фотографии Тайланда и Азии"

 
  Альманах был создан 4141 дней назад. Число аудитории 307252
  • Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)

    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Биографии членов тайской королевской фамилии
    Патриарх внешней и внутренней политики Тайланда - Прем Тинсуланонд
    Премьер-министр Временного Правительства Тайланда Сураюд Чуланонт
    Архив "Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)"

  • В Тайланд без посредников

    В Тайланд без посредников: плюсы и минусы.
    Как опознать некоторые вывески и указатели в Тайланде
    Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии
    Архив "В Тайланд без посредников"

    Путевые заметки по Тайланду


    Архив ""

  • Путевые заметки по Лаосу

    Общая информация о Лаосе
    Краткий очерк политической истории Лаоса
    Архив "Путевые заметки по Лаосу"

  • Путевые заметки по Камбодже

    Общая информация о Камбодже
    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Краткий очерк политической истории Камбоджи
    Архив "Путевые заметки по Камбодже"

  • Путевые заметки по Бирме

    Общая информация о Бирме
    Краткий очерк политической истории Бирмы с древности Нового времени
    Древнебирманские легенды о духах-натах - эпос, культура Азии
    Архив "Путевые заметки по Бирме"


    Я отвечу на все Ваши вопросы о Тайланде, и постараюсь дать искренние советы, если вы решили купить недвижимость в Тайланде, а так же если собираетесь ехать дикарем в Тайланд и его окрестности

    Мои лучшие друзья:

  • Фонд культуры и искусства, музеи, живопись и информация о художниках
  • Московский форум, одаренные дети - ребенок наше богатство
  • Япония - культура, искусство, традиции, мода и литература Японии

    Что бы вы хотели узнать о Тайланде?

    Показать результаты голосования

     
     
    Партнеры:

  •  
     
    Страны мира