Главная страница АльманахаНовости из Тайланда и АзииПравда и ложь туристических фирмФотографии Тайланда и АзииКарта стуктуры АльманахаСайты для путешественниковПоиск по всему серверу Тайланд
 

Священная Рамаяна в сценическом искусстве Юго-восточной Азии

Путевые заметки по Тайланду -> Кое-что о тайском буддизме

Священная Рамаяна в сценическом искусстве Юго-восточной Азии: национальный эпос и традиционный театр маски

Традиция священного искусства в странах Юго-восточной Азии очень древняя. Наиболее ранние формы переноса священных текстов в сферу народного искусства пришли на территории, занимаемые ныне государствами Тайланд, Лаос, Бирма, Камбоджа, из Индии. Наиболее распространённым источником различных форм искусства являлась и до сих пор является священная Рамаяна (жизнеописание Рамы, его странствий и подвигов). Вообще Рамаяна вдохновляла всех представителей искусства Юго-восточной Азии, в той или иной художественной форме воплощавших сюжеты Рамаяны в своих произведениях – будь то настенные росписи или станковая живопись, будь то архитектура или скульптура, литература, музыка, танец и т.д. Но самым излюбленным видом воплощения священной драмы является театральное воплощение. Начиная примерно с XI-XII веков на территории кхмерской империи, а затем и в монской империи бирманцев, в тайских  королевствах Сукхотай и Айюттая, в лаосских королевствах Чампассак и Луангпрабанг, Рамаяна стала источником народной (а впоследствии и придворной) сценической драмы. Основные художественные элементы драмы были заимствованы из индийской постановочной Рамаяны, называемой Лила. С течением веков, и литературная первооснова театра маски Рамаяны, и его постановочные сценические элементы и даже сама драматургия, собственные имена некоторых героев, подвергались изменениям и переработке. Собственно текст Рамаяны каждым из народов  был трансформирован в свою национальную священную драму. Причём в каждой территории в основу ложились события из их национальной истории. Так, в Сиаме литературной основой такой драмы стала Рамакьен, а сама сценическая форма драмы получила название Кхон, в Камбодже – текстом драмы является Рэмкер, а театр маски называется Лкхаон, в Лаосе – текст драмы Пра Лак Пра Лам, а театр маски – Хуа кхон.
Текст национальной эпической драмы как бы переносит события из мира богов в мир реальной жизни. Наиболее ранней литературной переработкой Рамаяны была драма Рэмкер, созданная в XVI веке в кхмерском королевстве.

Маски персонажей тайской драмы Кхон (камбоджийской драмы Лкхаон, лаосской — Хуа кхон)

Затем основа драмы была заимствована в тайских королевствах. Спустя столетия в лаосских королевствах также заимствовали и трансформировали тайскую Рамакьен на свой лад. В наши дни действующие лица, характеры персонажей, картины природы и многие детали воспроизводятся в том виде, как они описаны в оригинале драмы, а под тайскими (или кхмерскими, лаосскими)  именами некоторых персонажей скрываются эпические герои Рамаяны. В основе этого явления лежит индуистская вера в реинкарнацию, поэтому в национальных драмах Рамаяны главный герой (Рама) воплощается в того или иного «местного» персонажа. А вот сюжетная суть происходящих с героем событий драмы почти строго следует за фактологической основой самой Рамаяны.
Сценическая драма-маска включает в себя такие элементы театрального действа, как музыка, пение, танец, акробатика, батальные сцены, спецэффекты. Особое значение придаётся языку поз и жестов, каждый из которых несёт особую смысловую нагрузку и помимо слов или возгласов в сценическом тексте героя, передаёт его чувства, мысли и намерения. Зачастую герои драмы (особенно демоны) коварно произносят слова, якобы выражающие их восприятие событий и намерения, но одновременно их позы или жесты рук свидетельствуют об обратном. Более того, кхмерская и лаосская аналогичные драмы выработали свою технику жестикуляции, часто не совсем совпадающую с тайской традицией. Поэтому зрителю, не знакомому с особыми традициями театра кхон (лкхаон, хуа кхон) и его специфической жестикуляцией, часто непонятно, что же в действительности происходит на сценической площадке.
Персонажи сценической драмы подразделяются на основные группы: боги, люди, мифологические существа. Часть персонажей в течение многих эпизодов появляется в действии, другие – мимолётны.

Рама
(Пра Рам, Пра Лам, Прэх Рэм)

Индра
(Пра Ин, Пра Атит)

Лакшмана
(Пра Лак, Прэх Лэк)

Хануман — генерал обезьяньего войска

Онгкот (двоюродный брат Хануман)

Чомбупан (Чомпупан), сын Пали Тират

Основными персонажами драмы являются изгнанник Рама (в тайской драме Пра Рам, в кхмерской – Прэх Рэм, в лаосской – Пра Лам) несправедливо лишённый прав на престол; его брат Лакшмана (тайск. и лаосск. – Пра Лак, кхмерск. – Прэх Лэк); верный союзник генерал войска обезьян Хануман (в лаосск. – Хуламан); Сита (Нэнг Сэда, Сида) – жена Рамы; Равана (брат Суфанакха – многорукий и многоголовый демон); правитель Айюттаи (в лаосской драме название города Интрапатта) король Екатотсарот – он же в лаосском варианте Тхаттаратта (в оригинальном повествовании Рамаяны его имя Тхашаратха); Нанг Каосурия (одна из жен короля, прообразом которой в Рамаяне была царица Каушалья – мать Рамы); Нанг Кайякеси (другая из жён, её прообразом в Рамаяне является царица Кайка);  Нанг Самут-деви (третья жена короля). В драме присутствует достаточно много персонажей. Всего в тайской драме Кхон насчитывается 38 персонажей, в кхмерском варианте Лкхаон – около 30, в лаосской драме Хуа кхон – 54. Наиболее древние же варианты насчитывают 311 персонажей. До середины XIX века действие драмы могло занимать несколько дней подряд. Но состав основных действующих лиц остаётся практически неизменным, и фабула событий, происходящих с ними, также практически не варьируется.

Нилапат
(Йак)

Сукрип
(дядя Хануман, младший брат Пали Тират)

Саманакха
(Кумпакан, Суфанакха —  демоница)

Тосакант (король Ланка, король демонов)

Хануман (2)

Суть фабулы сценического повествования сводится к следующему. Рама по настоянию одной из жён своего отца буквально накануне его провозглашения наследником престола, изгнан из дворца и начал свои долгие странствия в изгнании. За ним последовал его сводный брат Лакшмана, сочувствующий брату. В ходе странствий Рама с помощью Лакшманы и выступающих на его стороне сил добра совершает множество доблестных подвигов. Встретив Сиду, Рама влюбляется в неё и герои женятся. В одном лесу навстречу героям странствий приходит демоническое существо женского пола Суфанакха. В битве с ней Рама отрубает ей нос и ухо, но Суфанакха ещё больше свирепеет и призывает на помощь своего брата демона Равану – многорукое и многоголовое чудовище (в кхмерской драме Кронг Рэп). Однако, победить Раму в открытом бою он также не сумел. Тогда Равана ночью прокрадывается в лес и похищает супругу Рамы Ситу.

Равана – лесной многоголовый и многорукий демон

Далее большая часть действия драмы связана со странствиями Рамы и Лакшманы в поисках Ситы, в которых им помогает король обезьян Сукрип (Сугрива) и его племянник — генерал войска обезьян Хануман. Сукрип помогает Раме в благодарность за то, что тот в битве отвоёвывает у демонов для Сукрипа его прежнее царство Валин и возвращает ему трон. В конце концов, спутники достигают высоко в горах королевства Лангка (Ланка), где демон Равана держит в заточении Ситу. Долго приходится героям странствий строить каменный мост через ущелье, но, в конце концов, Хануман выкрадывает у Раваны принцессу демонов Макхану (Нэнг Макха). В решающей битве Рама, Лакшмана и Хануман одерживают победу и триумфально возвращаются в родной город Айюттая. Рама занимает принадлежащий ему по праву престол после того, как один из его сводных братьев добровольно уступает ему трон как более достойному.
Делать маски для драмы кхон — очень редкое и почётное искусство. Сегодня уже не так много мастеров, владеющих этим видом прикладного искусства. Раньше маски вырезали из дерева, а сейчас их изготавливают из папье-маше и затем расписываю. Построить костюм того или иного персонажа – тоже весьма непростое дело, требующее, к тому же, больших материальных затрат, поскольку он украшается искусной чеканкой, вышивкой и полудрагоценными и поделочными камнями-стразами. Поэтому полный костюм персонажа кхон иногда может стоить до 1,5 тысяч долларов США. Сейчас в рамках программы сохранения культурного наследия наблюдается рост популярности драмы кхон, издана специальная литература, пособия и руководства по сценическим постановкам Рамакьен.

29.01.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Фотографии Тайланда и Азии

  • Архитектурное наследие столиц Бирмы
    В 1886 году англичане сделали Бирму провинцией Индии со столицей в Янгоне, переименованном ими в Рангун. Только в горах на севере Бирмы вплоть до 1890-х годов продолжалось вооружённое сопротивление британцам. Британское правление оказалось для Бирмы скорее губительным, нежели положительным. Это, несмотря на то, что чаще всего колониальное правление приносит всё-таки свои положительные экономические плоды. В Бирме этого не произошло. После открытия Суэцкого канала, британцы насильно заставляли бирманцев выращивать рис даже там, где ранее этого никогда не делалось по причинам неприспособленности территории.




  • Фотографии Бангкока
    Фотографии БангкокаПосле захвата и разрушения Айюттаи бирманским королём Хсинбиушином, тайский король Таксин перенёс столицу в местечко Тонбури, расположенное на правом берегу реки Чао Прайя южнее тогдашнего Бангкока на 30 километров (ныне – эта территория частично уже входит в территорию Бангкока). После смерти Таксина новый король Пра Пуча Йодфа Чулалок Чакри (Рама I) в 1782 г. перенёс столицу на остров Раттанакосин на левый берег Чао Прайи – туда, где сегодня расположен самый центр современного Бангкока, и дал ей название Крунг Тхеп Маха Накхон (великая столица - город ангелов). Полное же церемониальное имя город получил в правление короля Монгкута (Рамы IV).



  • Фотографии Бирмы
    фотографии Бирмы, народ Бирмы, традиции БирмыМьянма (Бирма) – государство, расположенное вдоль северо-западного побережья полуострова Индокитай. Страна граничит на севере с Китаем, на востоке – с Лаосом, на юго-востоке – с Тайландом, на западе – с Бангладеш, на юго-западе – с Индией. Наибольшая протяжённость сухопутных границ – с Китаем – 2185 километров. На территории Бирмы расположены две горные цепи и три речные системы. Горные цепи: Хенгдуан Шан и Кхакабо Ракси, в составе которой самая высокая вершина – 5881 метров над уровнем моря.  Речные системы образованы течением реки Айеярвади протяжённостью 2170 километров...



  • Фотографии Камбоджи
    Фотографии Камбоджи, храмы Камбоджи, история КамбоджиКамбоджа (церемониальное название страны по-кхмерски звучит как Прэх Рэкенакарт Кампучеа, где в переводе с санскрита слово прэх означает «священный», рэк – «король, правитель», ана – «власть», карт – «колесо», символизировавшее в кхмерско-индуистской культуре верховную власть). Официальное международное наименование государства – Kingdom of Cambodia (Королевство Камбоджа). Историческим названием страны является индианизированное название Кампучадеш. Внутри страны в качестве официального наименования государства в настоящее время употребляется кхмерское Пратэх Кампучеа.



  • Фотографии Лаоса
    Фотографии Лаоса, история Лаоса, люди ЛаосаЛаос (Лаосская народно-демократическая республика) – государство в Юго-восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Древнее название страны Лан Ксанг (страна миллиона слонов). Современное международное название Lao PDR (Lao People’s Democratic Republic), по-лаосски звучит как Сет Лэс. Этнонимическое название страны Лаос возникло только в 1945 году, а до этого понятия единого лаосского государства не существовало. Наиболее развитым центральным лаосским государством являлось королевство Луангпрабанг.


  • Фотографии Тайланда
    Фотографии Тайланда, люди Тайланда, быт тайцев, культура ТайландаСовременное название страны Тайланд (международное Thailand или более официально Kingdom of Thailand) введено в обиход после 1939 года, а прежде страна называлась Сиам (по-тайски Саям). До 1932 года страна являлась абсолютной монархией. Историческим названием страны также является Мыанг Тай (страна свободных людей; это отражало тот факт, что в отличие от всех сопредельных государств, только Тайланд никогда не являлся колониальной территорией, тогда как Лаос, Камбоджа, Вьетнам Вьетнам являлись французскими колониями, Малайзия и Бирма - английскими).

17.08.2007 03:32:03
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года
17.08.2007 03:29:13
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года с изображением Айраватты
12.04.2007 09:46:57
Яхта Анантанагарай...
12.04.2007 09:46:34
Электронные указатели...
12.04.2007 09:46:12
Чеди Пу Кхао Тонг...
12.04.2007 09:45:45
Чеди на вершине...

Архив "Фотографии Тайланда и Азии"

 
  Альманах был создан 4023 дней назад. Число аудитории 306979
  • Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)

    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Биографии членов тайской королевской фамилии
    Патриарх внешней и внутренней политики Тайланда - Прем Тинсуланонд
    Премьер-министр Временного Правительства Тайланда Сураюд Чуланонт
    Архив "Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)"

  • В Тайланд без посредников

    В Тайланд без посредников: плюсы и минусы.
    Как опознать некоторые вывески и указатели в Тайланде
    Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии
    Архив "В Тайланд без посредников"

    Путевые заметки по Тайланду


    Архив ""

  • Путевые заметки по Лаосу

    Общая информация о Лаосе
    Краткий очерк политической истории Лаоса
    Архив "Путевые заметки по Лаосу"

  • Путевые заметки по Камбодже

    Общая информация о Камбодже
    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Краткий очерк политической истории Камбоджи
    Архив "Путевые заметки по Камбодже"

  • Путевые заметки по Бирме

    Общая информация о Бирме
    Краткий очерк политической истории Бирмы с древности Нового времени
    Древнебирманские легенды о духах-натах - эпос, культура Азии
    Архив "Путевые заметки по Бирме"


    Я отвечу на все Ваши вопросы о Тайланде, и постараюсь дать искренние советы, если вы решили купить недвижимость в Тайланде, а так же если собираетесь ехать дикарем в Тайланд и его окрестности

    Мои лучшие друзья:

  • Фонд культуры и искусства, музеи, живопись и информация о художниках
  • Московский форум, одаренные дети - ребенок наше богатство
  • Япония - культура, искусство, традиции, мода и литература Японии

    Что бы вы хотели узнать о Тайланде?

    Показать результаты голосования

     
     
    Партнеры:

  •  
     
    Страны мира