Главная страница АльманахаНовости из Тайланда и АзииПравда и ложь туристических фирмФотографии Тайланда и АзииКарта стуктуры АльманахаСайты для путешественниковПоиск по всему серверу Тайланд
 

Престолонаследие в Тайланде

Путевые заметки по Тайланду -> Кое-что о государственном устройстве Таиланда

Как известно, Тайланд с 1932 года является конституционной монархией. Это означает, что всё связанное с монархией, начиная от рождения и кончая смертью монарха, подчинено конституционным актам и законам, регулирующим порядок восхождения на престол, исполнения функций главы государства, перехода королевского титула и власти к преемнику.

Надо сказать, что к началу XX столетия в королевской династии сложилась непростая ситуация, связанная с определением возможных наследников престола. И, как оказалось, даже практика многожёнства не помогла королю Чулалонгкорну (Рама V), имевшему 69 детей, надёжно предопределить порядок будущих престолонаследий без ущерба для господствовавшего в этом вопросе принципа «чистоты крови». Ему, а затем и его сыну королю Ватчиравуту (Рама VI) поневоле пришлось пересматривать многовековой порядок наследования престола, результатом чего стал принятый в 1924 году и действующий доныне Закон о престолонаследии (по-тайски  กฏมณเฑียรบาลว่าด้วยการสืบราชสันตติวงศ์ พ.ศ. 2467).

 Истоки проблемы престолонаследия лежат ещё в периоде правления короля Монгкута (Рама IV; гг. правл. 1851-1868). Имея несколько жён и наложниц, он впервые трёх из жён в разное время возвёл в ранг королевы, причём принципа последовательности возведения в ранг королевы не существовало, поэтому одновременно допускалось существование 2-х и более королев. До правления Монгкута самого понятия «королева» в традиционном понимании в Сиаме не существовало. Но, как только появилась такая градация жён, сразу же возникла ситуация неравенства титулов и рождённых от них детей, особенно мужского пола. Принцы, рождённые простыми жёнами и наложницами, уступали в знатности принцам, рождённым королевами. Соответственно и принцип наследования престола опирался на принцип «старшинства титула», а не возрастного старшинства наследников. При этом также важно было, какая из королев раньше получила свой титул и родила сына. Раньше всех титул королевы получила жена короля Монгкута 17-летняя принцесса Соманас Ваттанавади (1834-1851), и она же первой родила в своём новом статусе сына, однако она умерла при родах, а её сын прожил всего несколько дней. В 1852 году Монгкут возвёл в ранг королевы свою другую жену принцессу Депсириндру (1834-1861) – (фото слева), которая родила принца Чулалонгкорна (будущего короля Раму V). После смерти королевы следующей королевой стала принцесса Пийямавади Бачариндра Мата (1839-1904) – (фото справа). У неё было от короля Монгкута много дочерей и сыновей, но наследником престола уже стал старший сын от ранее ставшей королевой Депсириндры – принц Чулалонгкорн. Зато три её дочери впоследствии стали жёнами Чулалонгкорна и королевами. Близкородственные браки в королевской династии считались не только вполне нормальным явлением, но даже были очень желательны для сохранения чистоты крови и удержания власти в руках правящей династии.

            За весь период своего 42-летнего правления король Чулалонгкорн (Рама V; гг. правл. 1869-1910) из всех своих жён четверых возвёл в ранг королевы. Первой среди его жён королевой стала Сунанда Кумарираттана (1860-1880) – (фото слева), не успевшая родить королю сына – в 19 летнем возрасте она вместе с новорожденной дочерью трагически погибла – утонула в результате опрокидывания королевской лодки. Многочисленные слуги с ужасом наблюдали эту сцену, но спасти её не могли – прикоснуться к телу королевы никто не смел. Следующей королевой стала Сукхумала Марасри (1861-1927) – (фото справа), которая, однако, не родила сыновей, а имела двух дочерей. Ввиду отсутствия от данной королевы сыновей, король Чулалонгкорн возвёл в королевский ранг ещё одну свою жену – принцессу Саовапху Понгсри Бачариндру (1864-1919) — (фото слева). Только она впервые в истории страны стала королевой в полном смысле этого понимания у европейцев – ей полагались королевские почести, она имела персональный флаг, при её появлении исполнялся королевский гимн. Перед своим европейским турне Рама V присвоил ей также и титул Бороммарачининат (королева-регент). Таким образом, при короле Чулалонгкорне произошло очередное размежевание в положении королевских жён – среди всех жён выделялись королевы, а среди королев выделялась теперь главная, по линии которой впредь и должно было происходить наследование престола. На изобр. справа – персональный флаг королевы Саовапхи.

 The Saowabha branch, circa 1900 (from left to right: Prince Asdang, King Vajiravudh, Prince Chakrabongse, Queen Saowabha, Prince Prajadhipok, and Prince Chudadhut)Королева Саовапха являлась матерью нескольких дочерей и сыновей, среди которых были и два будущих короля: Ватчиравут (Рама VI) (на фото второй слева) и Прачатхипок (Рама VII) (на фото второй справа). Ни один из этих королей не обзавёлся наследником трона – у Ватчиравута всего одна дочь, а его младший брат Прачатхипок, отменивший многожёнство, сам имел только одну жену и был вовсе бездетным. По линии королевы Саовапхи у Рамы V были помимо Ватчиравута и Прачатхипока ещё трое сыновей, но по разным причинам ни один из них и даже из их сыновей не мог наследовать трон: принц Асданг (на фото первый слева) имел сына от наложницы, принц Чакрапонг (на фото третий слева) не мог наследовать трон, поскольку был женат на иностранке (его женой была русская княжна из Киевской губернии Екатерина Десницкая) и их сын принц Чула не мог рассматриваться в качестве последующего претендента на престол. И, наконец, принц Чудатут (первый справа) не дожил до взрослого возраста.

Зато у них были неполнокровные братья, рождённые от других королев и жён Рамы V. Это впоследствии и натолкнуло короля Ватчиравута на необходимость изменить принцип престолонаследия и допустить в очередь к наследованию трона сыновей не только главной королевы, но и других королев. Помимо королевы Саовапхи Рама V ещё одну свою жену возвёл в королевский ранг – ею стала принцесса Сри Савангваттхана (1862-1955) – (фото справа), принявшая в качестве королевы имя Сри Савариндра. Она имела от короля дочерей и сыновей, среди которых был кронпринц Ватчирунис, погибший в молодом возрасте, и принц Махидон Адульядейт – отец двух королей – Ананды Махидона (Рама VIII) и нынешнего короля Пумипона Адульядейта (Рама IX). Таким образом, как мы видим, линия королевы Саовапхи пресеклась после правления Рамы VII, и дальнейшие наследники происходят не от главной королевы, а от королевы  Савангваттханы. Не имея ни одного сына, король Ватчиравут вынужден был в 1924 году изменить закон о престолонаследии, действующий до настоящего времени. Сам король Ватчиравут имел трёх жён и двоих возвёл в ранг королевы, но впоследствии одна из них, после трёх неудачных попыток так и не заимев сына, была возвращена в ранг принцессы-консорт (принцесса-жена). Первая из его жён принцесса Пра Нанг Тхер Лаксами Лаван (1899-1961) (фото слева) была бездетной, поэтому, оставаясь старшей женой, она так и не получила титул королевы.  Вторая из королевских жён – принцесса Индрасакди Сачи (1902-1975) — (фото слева) возводилась в ранг королевы, но не родив сына, вновь была возвращена в ранг принцессы-консорт. Третьей принцессой, возведённой в ранг королевы была принцесса Пра Нангчао Суваттхана (1905-1985) – (фото справа). От неё в итоге король Ватчиравут имел только одну дочь, которая жива и поныне – принцесса Бечараттана Рачасуда (см. на сайте биографии членов королевской фамилии).

Новый закон о престолонаследии 1924 года предусматривал возможность перехода трона не от отца к сыну, а также и от правящего короля к потомкам мужского пола, рождённым от любой королевы или королевской жены по боковой линии, то есть трон мог передаваться неполнокровным братьям или племянникам. После отречения от престола в 1935 году бездетного Прачатхипока (Рамы VII) (обстоятельства см. на сайте в кратком очерке политической истории нового и новейшего времени) оказалось, что среди многочисленных потомков Рамы V взрослых принцев, могущих иметь полные и бесспорные права (в соответствии с правилами чистоты крови, титула и старшинства) на престол не оказалось. По линии королевы Саовапхи никого из возможных наследников первой очереди в живых к тому времени уже не было. Если бы кто-то из её сыновей даже и был бы всё ещё жив, всё равно он не смог бы наследовать престол по причинам, на которых мы выше уже останавливались. По линии королевы Савангваттханы после смерти в 1929 году её сына принца Махидона Адульядейта, оставались только её малолетние внуки —  принцы Ананда Махидон и Пумипон Адульядейт. На фото справа – ветвь королевы Савангваттханы (слева направо: принц Ананда Махидон, принц Пумипон Адульядейт, принцесса Галиани Ваттхана, в центре их мать принцесса Сринагариндра). Правда, среди членов династии были взрослые дееспособные  принцы — братья Рамы V от брака его отца с королевой Пийямавади Бачариндрой Мата, а также и несколько более молодых, но уже взрослых племянников и двоюродных братьев Рамы V – принцев крови. Некоторые из них в сложившихся обстоятельствах вполне могли бы законно претендовать на престол. Но возникшая ситуация династического кризиса очень даже устраивала захватившую в Сиаме власть военно-коммунистическую хунту и стоящего во главе её диктатора Пайю Нититхада, а затем фельдмаршала Пибунсонгкрама, которые не были заинтересованы в присутствии в стране взрослого  и способного самостоятельно мыслить короля. Революционную диктатуру вполне устраивала ситуация, при которой король Прачатхипок (на фото слева), как и большинство членов королевской фамилии, после государственного переворота 1932 года фактически всё время находились в Англии. Король не мог вмешиваться в государственные дела, будучи насильственно отстранённым от них. Даже само его пребывание за границей лишь официально подавалось как добровольное, фактически же это было изгнание (даже и до сих пор в Тайланде не принято об этом говорить открыто). В 1933 году принц Боровадейт (прямой внук короля Монгкута), имевший большое влияние в армии, поднял вооружённый мятеж против коммунистов и их военной хунты, что привело к тяжелейшим боям на севере Бангкока. Он и его сторонники выдвинули требование передать власть парламенту и предоставить ему возможность сформировать гражданское правительство. Однако мятеж был подавлен и Боровадейт вынужден был бежать за границу. Это ещё больше усугубило положение монархии и подтолкнуло диктатуру к репрессиям против аристократии и даже членов королевской фамилии, многие из которых вынуждены были бежать за границу. Политические партии, поддерживавшие конституционную монархию, были разгромлены, а их сторонники объявлены монархическими реакционерами и репрессированы. Даже сам король Прачатхипок и королева Рамбайпанни (1904-1984) — (на фото справа) не могли более быть уверены в своей безопасности. После переворота король Прачатхипок вынужден был уехать в Англию и остался там, никогда больше не вернувшись в Тайланд вплоть до самой своей смерти в 1941 году. Из Англии король прислал несколько писем социалистическому правительству с обвинениями в том, что вместо обещанной демократии, те строят в стране режим военной диктатуры, пренебрегающий правами человека, попирающий законы, сами основы парламентаризма и представительской демократии. И эти письма, и даже сам декрет об отречении коммунистическая хунта запретила публиковать в Тайланде. Вдова Прачатхипока королева Рамбайпанни  после смерти короля лишь однажды посетила Тайланд, привезя на родину прах покойного короля. Назначая при отречении в 1935 году преемника на троне, Прачатхипок понимал, что, если передать трон наследнику, неугодному диктатуре, судьба монархии и её дни в Тайланде будут сочтены. А военный диктатор Пибунсонгкрам и пока ещё его союзник социалист Приди Паномьонг, в свою очередь, через королеву Рамбайпанни выдвинули членам королевской династии условие – либо король назначит и парламент утвердит наследником малолетнего племянника, либо институту монархии в Сиаме больше не бывать и парламент провозгласит республиканское правление. Династия согласилась на провозглашение королём (Рамой VIII)  малолетнего сына Махидона Адульядейта – 10-летнего принца Ананду Махидона, который тоже проживал вместе с матерью Сринагариндрой за границей, где в это время уже находилось и  большинство членов королевской фамилии. Но древняя сиамская монархия была сохранена. Новому королю Ананде Махидону (на фото слева) не пришлось даже выполнить ни одной королевской функции, т.к. всё время до его совершеннолетия ему было «рекомендовано» получать образование за границей. А после завершения образования и возвращения в Тайланд в 1945 году, он вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Король не успел обзавестись семьёй. После этой трагической гибели новым королём стал его младший брат Пумипон Адульядейт, правящий по настоящее время (фото справа).   

Современное состояние законодательства о престолонаследии имеет одно юридическое противоречие. Согласно действующему до сих пор закону 1924 года престол может переходить только по мужской линии. А согласно Конституции 1974 года и Конституции 1997 года – трон может занять и принцесса. Ввиду того, что ныне временно в стране нет конституции, которая только разрабатывается после путча 19.09.2006 года, в данный момент юридически можно считать, что женщинам дорога на тайский престол пока вновь закрыта. В последние несколько лет от людей, так или иначе освещавших вопрос о престолонаследии, звучало, на мой взгляд, спекулятивное мнение, что в Тайланде, дескать, всё идёт к тому, что после короля Пумипона наиболее вероятным преемником является принцесса Пхатеп (Маха Чакри Сириндхорн). В доказательство даже приводился тот факт, что её титул является эквивалентным титулу кронпринцессы. Однако, это не совсем так. Точнее даже, это – совсем не так. Во-первых эквивалентность титула статусу кронпринцессы ещё не означает реального статуса – фактической кронпринцессой может быть только лишь жена кронпринца, а не сестра. Титул Пхатеп включает определение Пиячат Саям Бороммарачакумари, что значит «первая среди принцесс», а титул супруги кронпринца Срирасми Махидол включает конкретное указание на то, что именно она имеет статус кронпринцессы – Орасатират Саям Макутрачакумари. Титул принцессы Пхатеп призван был только обозначить её заслуги и выделить её среди королевских дочерей. Во-вторых, нормы закона, позволяющие принцессе быть названной в очереди к престолонаследию, ставят не ту цель, чтобы реально «обойти» здравствующего в этой очереди наследника мужского пола, а преследуют цель сохранения трона как такового. Фактически даже, вопрос стоит «более вертикально». Это означает, что закон предусмотрительно устанавливает очередность последования к престолу «на всякий случай» и цель его – в принципе сохранить тайскую монархию. Приоритет и первенство в очереди к престолу кронпринца под сомнение не ставится, о чём прямо сказано в законе о престолонаследии 1924 года. Впервые норма, допускающая женское наследование трона была введена в 1974 году, когда принцесса Пхатеп ещё даже и не имела нынешнего столь высокого титула, сама принцесса никогда не была замужем и не имеет детей, что всегда играет немаловажную роль при выборе преемника на престол. 22-летний принц Ватчиралонгкорн в 1974 году ещё не был женат. Других сыновей у нынешней королевской четы нет. Поскольку ныне в Тайланде никаких других королевских династий и даже семейных ветвей нынешней династии не сохранилось, судьба монархии и ответственность за этот институт теперь полностью лежит на ныне правящей семье. Так что, при всей кажущейся многочисленности членов королевской фамилии, выбирать-то особо не из кого — реальных наследников на трон в очереди не так уж и много, точнее – всего два: кронпринц Ватчиралонгкорн и его полуторагодовалый сын принц Дипангкорн Расмичоти (фото слева). От предыдущего гражданского брака с Юватхидой Полпрасет кронпринц Ватчиралонгкорн имеет четырёх сыновей, но все они не признаны законом, проживают в Англии и не только не являются принцами, но даже и гражданами Тайланда. В случае, если в силу каких-то непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы, кронпринц и его единственный законный сын не смогут взойти на трон, только тогда вступит в фазу разрешения вопрос о престолонаследии женщин. И даже в этом случае непросто будет найти подходящую королеву среди женской части семьи: старшая дочь короля Убон Раттана Рачакания не имеет даже титула принцессы, поскольку была замужем за американцем, соответственно и её дочери не могут стоять в очереди к трону, средняя дочь короля Пхатеп, вокруг которой собственно и ходят слухи – бездетна и возведение её на престол так и не решит проблемы династического тупика. Младшая дочь короля принцесса Чулабпхон по состоянию здоровья ни при каких условиях не сможет стать королевой, а, кроме того, у неё одни незамужние дочери. Как видим, куда ни ткни – проблема либо с соблюдением принципа чистоты крови и титула, либо с фактическим раскладом обстоятельств. Так что, не только не существует никакого противостояния в вопросе о наследовании трона, а дело обстоит так, что если бы не наличие мужских наследников, то «хоть бы кого-то» найти на трон среди женской части семьи. Остаётся только дождаться введения в действие новой конституции и посмотреть, что она скажет на сей счёт. Очевидно, что сообразуясь со здравым смыслом, правовая норма о праве женщин на престол всё же обязательно найдёт своё отражение и в следующей конституции Тайланда.

28.01.2007

Комментарии

Добавить комментарий

ФИО: 
E-mail: 
Тема: 
Комментарий: 

Фотографии Тайланда и Азии

  • Архитектурное наследие столиц Бирмы
    В 1886 году англичане сделали Бирму провинцией Индии со столицей в Янгоне, переименованном ими в Рангун. Только в горах на севере Бирмы вплоть до 1890-х годов продолжалось вооружённое сопротивление британцам. Британское правление оказалось для Бирмы скорее губительным, нежели положительным. Это, несмотря на то, что чаще всего колониальное правление приносит всё-таки свои положительные экономические плоды. В Бирме этого не произошло. После открытия Суэцкого канала, британцы насильно заставляли бирманцев выращивать рис даже там, где ранее этого никогда не делалось по причинам неприспособленности территории.




  • Фотографии Бангкока
    Фотографии БангкокаПосле захвата и разрушения Айюттаи бирманским королём Хсинбиушином, тайский король Таксин перенёс столицу в местечко Тонбури, расположенное на правом берегу реки Чао Прайя южнее тогдашнего Бангкока на 30 километров (ныне – эта территория частично уже входит в территорию Бангкока). После смерти Таксина новый король Пра Пуча Йодфа Чулалок Чакри (Рама I) в 1782 г. перенёс столицу на остров Раттанакосин на левый берег Чао Прайи – туда, где сегодня расположен самый центр современного Бангкока, и дал ей название Крунг Тхеп Маха Накхон (великая столица - город ангелов). Полное же церемониальное имя город получил в правление короля Монгкута (Рамы IV).



  • Фотографии Бирмы
    фотографии Бирмы, народ Бирмы, традиции БирмыМьянма (Бирма) – государство, расположенное вдоль северо-западного побережья полуострова Индокитай. Страна граничит на севере с Китаем, на востоке – с Лаосом, на юго-востоке – с Тайландом, на западе – с Бангладеш, на юго-западе – с Индией. Наибольшая протяжённость сухопутных границ – с Китаем – 2185 километров. На территории Бирмы расположены две горные цепи и три речные системы. Горные цепи: Хенгдуан Шан и Кхакабо Ракси, в составе которой самая высокая вершина – 5881 метров над уровнем моря.  Речные системы образованы течением реки Айеярвади протяжённостью 2170 километров...



  • Фотографии Камбоджи
    Фотографии Камбоджи, храмы Камбоджи, история КамбоджиКамбоджа (церемониальное название страны по-кхмерски звучит как Прэх Рэкенакарт Кампучеа, где в переводе с санскрита слово прэх означает «священный», рэк – «король, правитель», ана – «власть», карт – «колесо», символизировавшее в кхмерско-индуистской культуре верховную власть). Официальное международное наименование государства – Kingdom of Cambodia (Королевство Камбоджа). Историческим названием страны является индианизированное название Кампучадеш. Внутри страны в качестве официального наименования государства в настоящее время употребляется кхмерское Пратэх Кампучеа.



  • Фотографии Лаоса
    Фотографии Лаоса, история Лаоса, люди ЛаосаЛаос (Лаосская народно-демократическая республика) – государство в Юго-восточной Азии, расположенное на полуострове Индокитай. Древнее название страны Лан Ксанг (страна миллиона слонов). Современное международное название Lao PDR (Lao People’s Democratic Republic), по-лаосски звучит как Сет Лэс. Этнонимическое название страны Лаос возникло только в 1945 году, а до этого понятия единого лаосского государства не существовало. Наиболее развитым центральным лаосским государством являлось королевство Луангпрабанг.


  • Фотографии Тайланда
    Фотографии Тайланда, люди Тайланда, быт тайцев, культура ТайландаСовременное название страны Тайланд (международное Thailand или более официально Kingdom of Thailand) введено в обиход после 1939 года, а прежде страна называлась Сиам (по-тайски Саям). До 1932 года страна являлась абсолютной монархией. Историческим названием страны также является Мыанг Тай (страна свободных людей; это отражало тот факт, что в отличие от всех сопредельных государств, только Тайланд никогда не являлся колониальной территорией, тогда как Лаос, Камбоджа, Вьетнам Вьетнам являлись французскими колониями, Малайзия и Бирма - английскими).

17.08.2007 03:32:03
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года
17.08.2007 03:29:13
Медаль короля Сисавангвонга 1975 года с изображением Айраватты
12.04.2007 09:46:57
Яхта Анантанагарай...
12.04.2007 09:46:34
Электронные указатели...
12.04.2007 09:46:12
Чеди Пу Кхао Тонг...
12.04.2007 09:45:45
Чеди на вершине...

Архив "Фотографии Тайланда и Азии"

 
  Альманах был создан 4023 дней назад. Число аудитории 306979
  • Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)

    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Биографии членов тайской королевской фамилии
    Патриарх внешней и внутренней политики Тайланда - Прем Тинсуланонд
    Премьер-министр Временного Правительства Тайланда Сураюд Чуланонт
    Архив "Первые лица - (Герои и злодеи Юго-Восточной Азии)"

  • В Тайланд без посредников

    В Тайланд без посредников: плюсы и минусы.
    Как опознать некоторые вывески и указатели в Тайланде
    Малые народности и горные племена Юго-восточной Азии
    Архив "В Тайланд без посредников"

    Путевые заметки по Тайланду


    Архив ""

  • Путевые заметки по Лаосу

    Общая информация о Лаосе
    Краткий очерк политической истории Лаоса
    Архив "Путевые заметки по Лаосу"

  • Путевые заметки по Камбодже

    Общая информация о Камбодже
    Пол Пот: борец за счастье народа или кровавый диктатор?
    Краткий очерк политической истории Камбоджи
    Архив "Путевые заметки по Камбодже"

  • Путевые заметки по Бирме

    Общая информация о Бирме
    Краткий очерк политической истории Бирмы с древности Нового времени
    Древнебирманские легенды о духах-натах - эпос, культура Азии
    Архив "Путевые заметки по Бирме"


    Я отвечу на все Ваши вопросы о Тайланде, и постараюсь дать искренние советы, если вы решили купить недвижимость в Тайланде, а так же если собираетесь ехать дикарем в Тайланд и его окрестности

    Мои лучшие друзья:

  • Фонд культуры и искусства, музеи, живопись и информация о художниках
  • Московский форум, одаренные дети - ребенок наше богатство
  • Япония - культура, искусство, традиции, мода и литература Японии

    Что бы вы хотели узнать о Тайланде?

    Показать результаты голосования

     
     
    Партнеры:

  •  
     
    Страны мира